XI - XIII века.Древнерусский период русской философии: мораль, этика. Вопросов о мире не ставится - на них отвечает религия.
XIII - XVI века.Средневековый период русской философии: "русская идея", "третий Рим". Ставятся вопросы о власти, отношениях церкви и государства и проблемах абсолютизма.
XVIII век.Впервые ставятся вопросы о мире, душе. Основные представители: Ломоносов и Радищев.
читать дальше
Ломоносов учился у Вольфа, которого знал Энгельс. Вольф - метафизик: "по замыслу Творца всё целесообразно". Ломоносов - детерминист: "всё, происходящее в мире, причинно обосновано". Ломоносов считает, что все качества объективны. Прогибается перед церковью, предотвратив нарождающийся конфликт: "религия и философия в разных плоскостях, и противопоставлять их нет смысла", "мир создал Бог". Под этой маскировкой, однако, он прячет материалистическое содержание. Выделяет из философии естественные науки: атомизм переводит в молекулярно-кинетическую теорию, неуничтожимость движения - в закон сохранения энергии.
Радищев написал книгу "О человеке, его смертности и бессмертии", в двух первых томах которой рассматривал мир материалистически, а в двух других - объективно-идеалистически. Таким образом, он показал возможность обоих построений: без Бога и с Богом, однако второе противоречиво.XVIII - XIX века.Переломный момент русской истории - отмена крепостного права. Интеллигенция раскалывается на славянофилов и западников.
читать дальше Первые руководствуются чувствами и потому представляют различные вариации на тему идеализма (мир создан Богом / идеей и т.п.), вторые руководствуются рассудком (за что их часто укоряют публицисты тех лет), и, соответственно, видят логические противоречия идеалистических построений (пример противоречия - ещё Аристотелевский - "Если Бог всемогущ, может ли он создать камень, который сам не сможет сдвинуть?").
Яркие представители славянофилов: Киреевский, Самарин, Хомяков, Аксаков. Задачей их было построение цельной картины мира, включающей как можно больше элементов православной религии. Картины мира, создаваемые ими, пронизаны идеями исключительности русского народа, отсутствием завоеваний и рабства в его истории, истинности православной религии и героической покорности народа. Вера в их философии стоит выше рассудка, "истинное знание непроверяемо".
Чаадаев - основоположник русского идеализма. Если для идеализма в Европе задачей было оправдать монархию, то ситуация в Российской Империи была уже столь накалена, что идеалист Чаадаев критиковал царя, требуя от высшего света отказаться от балов, пиров и разврата и выдвинуть на первый план духовную жизнь по православным канонам. Утверждал, что "в человеке едины два мира: физический и духовный". Влияния не оказал, так как был вовремя объявлен сумасшедшим, в ответ на что последовала его коронная фраза: "человечество нездорово". Идеализм его был противоречив, и представлял сплав нескольких течений. Физический мир материален. Пространство объективно (свойство мира), а время - субъективно (свойство разума). Механическое движение сообщается перводвижителем, сознание не подчиняется законам природы,я вляясь продуктом божьего творения. Познание делится на опытное (имперически и логически) и через божественные откровения.
Соловьёв - православный философ, создавший менее противоречивую картину мира. Основные работы: "Кризис западной философии", "Критика отвлечённых начал". Его идеализм более сложен, так как создан с учётом предыдущих неразрешимых противоречий идеализма. Есть два начала: природный хаос и божественный порядок. Мир возникает из хаоса. Бог передаёт мировую душу природному хаосу, и тот образует порядок. Не сам Бог, а мировая душа творит космический процесс. Фазы творения мира: 1) собирание хаоса в первичное единство посредством силы тяготения 2) расчленение и соединение - электромагнитные силы 3) возникновение жизни как органического единства материи и энергии посредствам света 4) появление человека. Дальнейшее развитие мира предполагает действия человека по самосовершенствованию. Церковь необходима, чтобы указывать людям этот путь. Соловьёв тоже поссорился с царём.
Бердяев - христианский экзистенциалист, т.е. субъективный идеалист. "Свобода выводится из бездны", "Единственная реальность - субъект", "Свобода - корень небытия". Основа его философии - войны, как движитель истории. Частная собственность, социальное неравенство, гибель слабых - величайшее благо. Изобретённая им фраза, разошедшаяся на цитаты, - "Русская душа".
Яркими представителями западников были: Белинский, Герцен, Добролюбов, Чернышевский. Западники, опираясь на науку, стремились построить истинную картину мира.
Белинский принял материализм под влиянием Герцена, излагал идеи бессистемно, делал много ошибок.
Герцен системно излагал материализм, используя идеи Канта и Гегеля, однако в борьбе с идеализмом славянофилов так зачищает философию Гегеля, что удаляет из неё диалектику. В "Письмах об изучении природы" утверждал, что: 1)философия может развиваться только вместе с науками 2) вся история философии движется материализмом, идеализм же пытается удержать её на месте. Вплотную подошёл к созданию диалектического материализма, но не смог сделать последнего шага, не смог поставить диалектику Гегеля "с головы на ноги".
Чернышевский понимал материализм и диалектику, однако не смог преодолеть механицизм, и не смог применить диалектику к материализму. Как и Герцен, разработал множество оригинальных, но не последовательных идей.
Русские западники так и не смогли создать диамат, хотя были на одном уровне с немецкими философами того времени. Первым сможет объединить поставленную на ноги разработку идеалиста Гегеля и материализм Фейербаха немецкий философ Карл Маркс.
@темы:
история,
философия,
люди,
фундамент